Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.
Полезные советы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников вы можете увидеть на https://drive.google.com/file/d/1zDxBc71oFoKyz_Ax5bw7MGPzvEYpn4ed/view?usp=sharing
Предлагаем вам игры, направленные на развитие социально-бытовых навыков детей от 1 года до 4 лет, в том числе для детей с ОВЗ.
Игра «Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
«Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать»
Игра «Кукла идет на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
«Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы.
Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки.
Вот шнурки, я помогу тебе завязать.
Вот, ботиночки надели на ножки.
Надеваем шапку на голову.
Вот, так шапку надели.
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять»
Игра «Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? – Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:
«Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!»
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
С уважением, педагог-психолог Боярских А.П.