Консультация для родителей:
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Грамматика — это закономерность, по которой в русском языке образуются и соединяются слова. И, как в любом деле, здесь есть последовательность. Сначала дети путают род существительного, не употребляют предлогов, но, в процессе нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса. Дети получают новые знания об окружающем мире, о сочетании слов, переходящих в предложения, что в конечном счете приобретает правильную форму.
Проверьте, как развивается грамматическая сторона Вашего ребенка, в зависимости от его возраста:
В 1-2 года ребенок: |
Начинает использовать: ○ именительный, ○ винительный падеж для обозначения места. |
В 2-3 года ребенок: |
Начинает использовать: ○ дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване»), ○ творительный падеж в значении действия каким-либо предметом («Ем ложкой»), затем с предлогом «с» («с мамой»), ○ предложный падеж со значением места (сначала предлог опускается: «Лежит сумке», затем добавляется «на», «в» («на столе»)), ○ родительный падеж с предлогом «у», затем «для», «после» («для папы», «после обеда»), ○ винительный падеж с предлогами «через», «под» («через дорогу», «под стол»). |
В 3-4 года ребенок: |
Начинает использовать: ○ родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела («до скамейки»), «вместо» («вместо Вовы»), ○ род, ○ число, ○ время, ○ лицо, ○ простые распространенные предложения, ○ предлоги и ○ правильно согласовывает существительные с прилагательными, ○ прилагательные, которые обозначают отвлечённые признаки (весёлый, холодный, смелый), ○ обобщающие понятия (птицы). |
В 4-5 лет ребенок: |
Начинает: ○ правильно согласовывать слова в предложении, ○ образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, ○ употреблять детенышей в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата-медвежат), ○ употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель), ○ использовать притяжательные прилагательные (лисий хвост), ○ использовать формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных (нужна помощь со стороны взрослого в напоминании). |
В 5-6 лет ребенок: |
Начинает: ○ согласовывать существительные с числительными, ○ согласовывать прилагательные с существительными, ○ образовывать однокоренные слова (снег-снежный-снежок), ○ образовывать слова с приставками (заехал-выехал-въехал), ○ употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах. |
В 6-7 лет ребенок: |
Начинает: ○ представлять о многозначности слов (чистая рубашка – чистый воздух), ○ использовать слова с переносным значением, ○ употреблять причастные и деепричастные обороты. |
Для развития грамматики ребенка используйте следующие рабочие тетради. Задания можно скачать и распечатать:
Информацию подготовил
учитель-логопед:
Саукова Н.Г.