Адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 78 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 города Тюмени 
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
4 года
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
отсутствует
Практика, предусмотренная образовательной программой
отсутствует
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы 


Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни. Формирование Программы осуществляется на основе положений ФГОС дошкольного образования, преломлённых в соответствии с закономерностями развития детей с РАС. В наиболее благоприятном варианте коррекционная работа перестаёт занимать доминирующее место в индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей Программе, акцент постепенно смещается на реализацию традиционных образовательных областей, от индивидуальной работы – к групповой (в группе, соответствующей — или несколько опережающей, – соответствующей по уровню интеллекта возможностям ребёнка с РАС). Содержание примерной АООП дошкольного образования включает две составляющих (два направления) коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС и определяет их взаимосвязь и соотношение на этапах дошкольного образования. Это:  -коррекционная работа по смягчению в возможно большей степени (в идеале – преодолению) ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности) и -освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии).
Информация об учебном плане

Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий с ребенком составляет: 4 год  жизни – не более 15 минут,  5 год жизни – не более 20 минут, 6 года жизни — не более 25 минут, 7 года жизни — не более 30 минут.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Несмотря на то, что целевой группой Программы являются дети с РАС, задачи, которые решаются в развивающей работе с детьми раннего возраста в той или иной степени актуальны для всех детей, как уже имеющих выявленные нарушения развития различного генеза, так и находящихся в группе риска. Таким образом, имеются как общие задачи, безотносительно специфики нарушений, так и те, которые ориентированы на особенности развития детей группы риска по формированию РАС. Диагностика генеза наблюдаемых нарушений развития также является одной из важнейших задач этапа ранней помощи. В рамках развивающих коррекционных подходов в целях коррекции проблемного поведения используются психодрама, игротерапия, когнитивная психотерапия и др., но как специальное направление сопровождения проблема выделена недостаточно чётко.  Для детей с РАС с учётом особенностей их развития переход от дошкольного образования к начальному общему образованию происходит много сложнее и обязательно требует подготовки, причём для детей с разной выраженностью нарушений (прежде всего, аутистических, но и других) подход к такой подготовке дифференцированный. Все задачи подготовки к школе можно разделить на:  социально-коммуникативные,  поведенческие, организационные, навыки самообслуживания и бытовые навыки, академические (основы чтения, письма, математики). Все эти задачи решаются в ходе пропедевтического периода, главная цель которого — подготовить ребенка с аутизмом к школьному обучению.
Информация о календарном учебном графике
Продолжительность учебного года 36 недель. Длительность одного учебного часа в младшей группе — 15 минут  Длительность одного учебного часа в средней группе  — 20 минут Длительность одного учебного часа в старшей группе   — 25 минут Длительность одного учебного часа в подготовительной  группе   — 30 минут
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М., 2007. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Пер. с англ. – Екатеринбург, 2014. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М., 2003.  Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Книги 1, 2, 3. Пер. с англ. – Екатеринбург, 2014.   Гринспен С., Уидер С. На тебя с аутизмом (пер. с англ.). – М., 2013. Купер Дж.О., Харон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. – М., 2016. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. –М., 1991. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие ребёнка в норме и патологии // Психология аномального развития ребёнка: хрестоматия в 2-х томах / под ред. В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т.2. – М., 2002. — С.588-681. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Ребенок с РАС идет в детский сад //Под ред. Н.Г.Манелис. – Воронеж, 2014. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М.  Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). – Бахрах-М, 2014. Морозов С.А. Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста. Пособие для врачей. – Воронеж, 2014. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. – М., 2015.  Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В.  К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра. //Аутизм и нарушения развития, 2016, 14, №1, с.9-18. Морозов С.А., Морозова Т.И. Клинический полиморфизм и вариативность образования детей с аутизмом //Аутизм и нарушения развития, 2016, 14, №4, с.3-9. Морозов С.А., Морозова Т.И. Воспитание и обучение детей с аутизмом. Дошкольный возраст. – М., 2017. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра. //Аутизм и нарушения развития, 2017, 15, №2, с.19-31. Морозова С.С. Коррекционная работа при осложнённых формах детского аутизма. Части I и II. – М., 2004. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2007. Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. – М., 2013.  Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1985. Никольская О.С. Аутизм лечится общением. – Аутизм и нарушения развития. 2016, Т.14, №4(53). – С.35-38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М., 2007. Никольская О.С., Малофеев Н.Н. Игра в пространстве современной культуры: взгляд дефектолога. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016, №8. – С.11-15. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. – СПб, 1999. Расстройства аутистического спектра у детей (под ред. Н.В.Симашковой) – М., 2013. Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательситва для детей с аутизмом. Пер. с англ. – Екатеринбург, 2016. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Пер. с англ. – Минск, 1997.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра