Важность развития диалогической речи
Что такое диалогическая речь? Диалогическая речь — это речь двух или нескольких собеседников, которые в процессе общения меняются ролями, то есть это форма общения, между которой активны в равной степени все участники этого процесса общения.
Почему так важно развивать речь ребенка в дошкольном возрасте? Данный вид общения помогает ребенку вступать в контакт с окружающими, развивает навыки общения, закрепляет умение обращаться к сверстникам и взрослым, развивает умение отвечать на вопросы и задавать их, учит детей вежливо начинать и заканчивать диалог, рассуждать. Поэтому это одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Весь свой опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит на общение со своими сверстниками. У детей в данном возрасте очень повышена потребность в общении со своими сверстниками, где он бы смог донести свою цель и содержание своих действий.
Здесь мы активно используем игровой метод, так как у детей в данном возрасте игра является ведущей деятельностью.
Игра важная составляющая часть жизни ребенка как в детском саду. Игры включают в себя не только в совместную работу с взрослым, но и в самостоятельную деятельность ребенка.
Поэтому так необходимо развивать у ребенка интерес к игре.
Игры на развитие диалогической речи:
Упражнение «Давай знакомиться»
Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.
Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку и называют своё имя: «Я — Ваня, а ты?» После этого дети берутся за руки.
Упражнение «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить.
Взрослый выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке ребенок к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает похвалу.
Упражнение «Вопрос — ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы сверстника.
Ребенок стоит держит в руках мяч. Задавая вопрос, ребенок бросает мяч взрослому. Взрослый , поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его ребенку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Мозаику» и т. д.).
Игра «Приглашение»
Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.
Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с взрослым обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.
Игра «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт взрослый — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.).
Ребенок держит в руках телефонную трубку, набирает номер телефона и ведет диалог.
Так же рекомендуется включить в работу словестно – дидактические игры.
1. «Когда это бывает?»
2. «Бывает – не бывает?»
3. «Какая, какой, какое»
4.«Позвони по телефону»
5. «Эхо»
6. «Театрализованные игры» и т.д.
Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения.
Следует отметить, что для ребенка успешное овладение диалогической речью – является необходимым условием его полноценного социального развития.
Учитель – логопед Небогатова К. И.