КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕСЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ?
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕСЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ?
- РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Упражнение 1
Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые
начинаются со звука [ А ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 2
Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК, СОМ, НОС, ТИР, СОК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
слышится звук [О ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласн. зв.
Упражнение 3
Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [ И ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 4
Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА
Инструкция: Я буду называть слова.
Запомни и назови слова, в которых слышится один гласный звук.
Упражнение 5
Речевой материал: СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых слышится два гласных звука.
Упражнение 6
Речевой материал: ТОК — ТУК — ТИК — ТАК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отличаются.
Упражнение 7
Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ
Инструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.
Упражнение 8
Речевой материал: КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ
Инструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука [ К], затем со звука [ Г ].
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 9
Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ
Инструкция: Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д] -нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] — нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услышанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 10
Речевой материал: СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются согласным (гласным) звуком.
Упражнение 11
Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых звук [ Т ] слышится в середине слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными звуками.
Упражнение 12
Речевой материал: СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция: Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными
звуками.
Упражнение 13
Речевой материал: КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ
Инструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.
Упражнение 14
Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ
Инструкция: Запомни и назови слова, в которых три звука.
II. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ
Упражнение 1
Речевой материал: НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ
Инструкция: «Соберем букет листьев». Я называю дерево. Повтори название моего дерева, назови своё и т. д. •
Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.
Упражнение 2
Речевой материал: НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)
Инструкция: «Соберем урожай овощей» «Соберем урожай фруктов»
Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.
Упражнение 3
Речевой материал: ГАЛКА, ВОРОБЕЙ , СОРОКА, ГОЛУБЬ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови в том же порядке.
Примечание: Аналогично задание проводится для всех лексических тем.
Упражнение 4
Речевой материал: ЛИСТ, СОЛНЦЕ, ПОМИДОР, ЕЛКА, ТРАВА
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови слова, которые могут обозначать предметы зеленого цвета
Примечание: Аналогично задание проводится с другими цветами.
Упражнение 5
Речевой материал: КОТ, КОЗА, СОБАКА, КОРОВА, СВИНЬЯ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и выложи картинки в том же порядке.
Примечание: Задание может выполняться на любом материале (цифры, разноцветные кружки и т.п.).
III. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
УПРАЖНЕНИЕ 1
Речевой материал: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?
Упражнение 2
Речевой материал: ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО
Инструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)
Упражнение 3
Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА, ЛИФТ
Инструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / маленький)
Упражнение 4
Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).
Упражнение 5
Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО
Инструкция: Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).
Упражнение 6
Речевой материал: ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.
Упражнение 7
Речевой материал: Я ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы…).
Упражнение 8
Речевой материал: ДОРОГА, ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».
Упражнение 9
Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 2.
Упражнение 10
Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 5.
Упражнение 11
Речевой материал: Стихотворение
Инструкция: О чем говорилось в стихотворении?
Упражнение 12
Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови детенышей (птенцов).
Упражнение 13
Речевой материал: ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА
Инструкция: Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?