Консультация для родителей:

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Грамматика — это закономерность, по которой в русском языке образуются и соединяются слова. И, как в любом деле, здесь есть последовательность. Сначала дети путают род существительного, не употребляют предлогов, но, в процессе нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса. Дети получают новые знания об окружающем мире, о сочетании слов, переходящих в предложения, что в конечном счете приобретает правильную форму.

Проверьте, как развивается грамматическая сторона Вашего ребенка, в зависимости от его возраста:

В 1-2 года ребенок:
Начинает использовать: ○ именительный, ○ винительный падеж для обозначения места.
В 2-3 года ребенок:
Начинает использовать: ○ дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване»), ○ творительный падеж в значении действия каким-либо предметом («Ем ложкой»), затем с предлогом «с» («с мамой»), ○ предложный падеж со значением места (сначала предлог опускается: «Лежит сумке», затем добавляется «на», «в» («на столе»)), ○ родительный падеж с предлогом «у», затем «для», «после» («для папы», «после обеда»), ○ винительный падеж с предлогами «через», «под» («через дорогу», «под стол»).
В 3-4 года ребенок:
Начинает использовать: ○ родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела («до скамейки»), «вместо» («вместо Вовы»), ○ род, ○ число, ○ время, ○ лицо, ○ простые распространенные предложения, ○ предлоги и  ○ правильно согласовывает существительные с прилагательными, ○ прилагательные, которые обозначают отвлечённые признаки (весёлый, холодный, смелый), ○ обобщающие понятия (птицы).
В 4-5 лет ребенок:
Начинает: ○ правильно согласовывать слова в предложении, ○ образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, ○ употреблять детенышей  в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата-медвежат), ○ употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель), ○ использовать притяжательные прилагательные (лисий хвост), ○ использовать формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных (нужна помощь со стороны взрослого в напоминании).
В 5-6 лет ребенок:
Начинает: ○ согласовывать существительные с числительными, ○ согласовывать прилагательные с существительными, ○ образовывать однокоренные слова (снег-снежный-снежок), ○ образовывать слова с приставками (заехал-выехал-въехал), ○ употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах.
В 6-7 лет ребенок:
Начинает: ○ представлять о многозначности слов (чистая рубашка – чистый воздух), ○ использовать слова с переносным значением, ○ употреблять причастные и деепричастные обороты.

Рисунок1.png

Для развития грамматики ребенка используйте следующие рабочие тетради. Задания можно скачать и распечатать:
8845987ba7b6a3758ff5d5b318d0ec8e.png

Информацию подготовил

учитель-логопед:

Саукова Н.Г.

Читайте также: