Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 6-7 лет.

Picture background

         Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно — двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.

В положении разгрузки позвоночника

         Как показали исследования влияния игр на неправильную осанку                           и плоскостопие, наиболее эффективные здесь: «Пятнашки», «Пятнашки                           с мячом», «Хоккей», «Лягушки и цапля», «Прыжок пантеры», «Кошка прячется», «Слепая лисичка». Последняя игра заключается в том, что двое — трое детей проползают под руками «лисичек». Услышав шорох, они,                                                        не открывая глаз, ловят проползающих на слух.  Пойманный заменяет одну                        из «лисичек», а та, в свою очередь, начинает ползать. Эта и другие игры развивают внимание, слух, быстроту, координацию.

Без разгрузки позвоночника

        К таким играм относятся: «Китайские пятнашки», «Мышеловка», «Живая мишень», «Переправа» и др.

        В игре «Китайские пятнашки» дети убегают от водящего. Если                                 их догоняют, они присаживаются на носках, с хорошо прогнутой спиной: лопатки сближены, руки согнуты в логтях, кисти с оттопыренными указательными пальцами прижаты к плечам, голова поставлена прямо. Если игрок не выполняет какое-то из условий, его «пятнают». Условия можно изменять. Игра рассчитана на коррекцию осанки, укрепление нижних конечностей, развитие общей координации, равновесия и быстроты реакции.

        Можно организовать самые разные подвижные и спортивные игры. Комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции плоскостопия.

Другие подвижные игры

        Рекомендуем вам еще несколько подвижных игр для дошкольников.              Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.

Ловкие ноги

        Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его с сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает                         та команда, которая быстрее передаст мяч.

                                                     «Барабан»

         Дети садятся на стулья (или скамейку). Взрослый сидит напротив                              и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.

                                  «Кто быстрее спрячет косынку»

        Дети садятся на стулья (скамейку). У каждого ребенка должна быть своя простынка длиной 50 -60 см.  По сигналу взрослого они начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.

«Донеси платочек»

        Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив его.

«Великан и карлик»

       «Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются, присев на корточки.

«Лошадка»

       Дети двигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.

«Пройди — не ошибись»

      Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок                           к пятке.

«Футболисты»

     Двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого                                  на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м. один из игроков должен забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много, можно разделить их на несколько команд.

«Ходьба змейкой»

     Установить кегли (мяч, кубики и т.п.) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих и образуя «змейку», обходят кегли, стараясь их не задеть.

Упражнения со скакалкой

      Прыгать через скакалку могут все дети, в том числе и страдающие плоскостопием.

      А чтобы избежать неприятностей, следует сначала провести курс лечебной гимнастики, укрепляющей мышцы и связки стоп, и только затем разрешать ребенку прыгать.

       Скакалка подбирается для каждого ребенка индивидуально, соответственно его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив                                 на скакалку, согнутыми руками натянул ее до уровня плеч.

Перешагивание через неподвижную скакалку

       Держа скакалку впереди себя, перешагивать через нее. Затем вращательным движением кистей, не напрягая рук, перекидывать скакалку через голову вперед и опять перешагивать.

Перешагивание с бегом

       Держа скакалку сзади, пробежать 4 — 6 шагов, остановиться и, перекинув скакалку вперед через голову, перешагнуть через нее. Повторить несколько раз.

Прыжок через качающуюся скакалку

        Держа скакалку впереди себя, перепрыгнуть несколько раз через нее обеими ногами вперед и назад.

Перепрыгивание с бегом

       Держа скакалку сзади, пробежать несколько шагов и, перекинув ее через голову, перепрыгнуть через нее. Повторить несколько раз.

Попеременные прыжки

       Вращая скакалку кистями вперед, прыгать с одной ноги на другую. Следует держать туловище прямо и пружинить на носках.

Прыжки на двух ногах

       Прыгать через вращающуюся скакалку на слегка согнутых ногах, пружинисто отталкиваясь обеими стопами.

Прыжки на одной ноге

       Прыгать через вращающуюся скакалку сначала на одной, затем на другой ноге.

Бег со скакалкой

       Бежать и, вращая скакалкой, прыгать через нее то на одной, то на другой ноге.

Приложение

       Есть ли у вас плоскостопие?

1. появляются ли боли в ваших ногах в конце дня?

Да (0 баллов); нет (1 балл).

2. появляются ли отеки в области голеностопного сустава?

Да (0 баллов); нет (1 балл).

3. какую обувь вы носите?

На сплошной подошве (0 баллов); на небольшом каблуке (1 балл); 

на высоком каблуке (0 баллов).

4. выполняете ли вы специальные упражнения для укрепления мышц стопы 

и голени?

Да (1 балл); нет (0 баллов).

5. занимаетесь вы спортом?

а) баскетбол, волейбол;

б) плавание;

в) гимнастика;

г) легкая атлетика.

Да (1 балл); нет (0 баллов).

6. Достаточно ли вы ходите пешком?

Да (1 балл); нет (0 баллов).

7. Закаляетесь ли вы?

 а) ножные ванны (1 балл);

б) обтирание стоп (1 балл);

в) обливание общее (1 балл);

г) не закаляетесь (0 баллов).

8. Сколько раз в день вы питаетесь?

а) один (0 баллов);

б) два (0 баллов);

в) три и более (1 балл).

9. Потребляете ли вы витамины?

Да (1 балл); нет (0 баллов).

Критерии оценки

— Если вы набрали до 5 баллов, у вас плоскостопие. Обратитесь к врачу.

— Если вы набрали от 5 до 10 баллов, у вас предрасположенность к плоскостопию.

— Если вы набрали от 10 баллов и более, плоскостопия у вас нет.

Поддерживайте свою физическую форму! Помните: плоскостопие легче предупредить, чем лечить.

***

1. возьмите чистый листок бумаги, положите его на пол.

2. намажьте стопы жирным кремом и встаньте на листок.

3. на листе остается отпечаток стоп.

4. Проведите перпендикуляр к этой линии, пересекающий углубления стопы в самом глубоком месте.

5. Если отпечаток в узкой части составляет не более 1/3 этой линии — стопа нормальная, если достигает ½ этой линии — у вас плоскостопие, обратитесь к врачу — ортопеду.

Picture background

Диагностика плоскостопия

Плантография и подометрия по М.Ф.Фридланду

Плантография

1. Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол.

2. Намажьте стопу гуашью.

3. Пациент должен встать ногами на лист бумаги, туловище прямое, ноги вместе, чтобы масса тела распределилась равномерно.

Подометрия

На плантограмме проведите прямую линию через центр пятки и между отпечатками ׀׀׀ и ׀V пальцев, условно отделяя наружный свод стопы, образуемый пяточной и ׀V — V .остямиплюсневыми

Если оттиск не выходит за пределы этой линии на середине отпечатка, уплощения средней части стопы нет. Измерения делаются в мм. Отношение закрашенной части к установленной ширине наружного свода характеризует степень плоскостопия (С.Ф. Годунов):

нормальная стопа — 0,5 — 1,0; пониженный свод — 1,11 — 1,20;

׀ степень — 1,21 — 1,30;

׀׀ степень — 1,31 — 1,50;

׀׀׀ степень — 1,51 и более (׀׀).

Пример

Закрашенная часть середины отпечатка плантограммы равна 60 мм.

Ширина наружного свода равна 40 мм.

Степень плоскостопия: 60:40=1,5.

Определение индекса свода стопы по М.Ф.Фриланду

1. Измерьте в мм высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, и длину стопы от кончика ׀ пальца до задней окружности пятки.

2. Умножьте высоту в мм на 100 и разделите на длину стопы. Индекс нормального свода стопы колеблется от 31 до 27, от 27 до 25 и ниже — плоскостопие.

Пример

Высота стопы равна 50 мм.

Длина стопы равна 270 мм.

Индекс — 50×100:270=18,5 (плоскостопие).

Читайте также: