«Советы учителя-логопеда родителям

детей младшего дошкольного возраста»

В каком возрасте показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на

прием к логопеду в 5 – 6 лет, устарело. К этому

возрасту речь ребенка уже во много сформирована,

поскольку благоприятным периодом для развития

речи является возраст 2,5 – 3 года. Именно тогда

необходимо интересоваться все ли хорошо

у вашего ребенка с речью.

Могут ли сами родители развить речь ребёнка?

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы жизни ребенка. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

— нельзя «сюсюкать» с детьми, т. е. говорить лепетным языком или искажать

звукопроизношение, подражая речи маленького ребенка,

— желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной,

— общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами,

непонятными выражениями и оборотами,

— следует задавать ребенку только конкретные вопросы по теме, не торопить его с ответом,

— отвечать на вопрос ребенка, надо полным предложением,

— ребенка НЕЛЬЗЯ наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Советы учителя-логопеда.

— Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить диск, но помните, что личное общение наиболее ценно для ребенка.

— Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку. Это вызвано слабостью челюстных мышц ребенка, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте

ребенка жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

— Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите со своими детьми четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.

— Не забывайте развивать у ребенка и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими неловкими и непослушными пальчиками. Ученые доказали, что раннее развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает себе пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать

тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом с ребенком и обязательно озвучивать весь процесс.

— Источником образования звуков речи является воздушная струя.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

— Как можно раньше отучайте ребёнка от соски.

Картинки для логопеда детского сада распечатать— Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть. 

Подготовила учитель-логопед Белая А.О.

Читайте также: