Важность логопедической диагностики в речевом развитии детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Начало учебного года в детском саду – это не только радостные встречи и получение новых знаний, это также период ,когда всеми специалистами ДОУ проводится диагностика детей в речевом,физическом,психическом и пр. развитии.
Диагностику речевого развития в подготовительной группе компенсирующей направленности № 14 «Дюймовочка» проводит учитель – логопед. Для чего же нужна диагностика?
Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение грамотой, правильным чтением, письмом.
В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика. Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, огромное значение представляет собой развитие речи и речемыслительной деятельности в целом. Если же на этом пути встречаются нарушения или недоразвития речи, отставания от возрастной и физиологической нормы, нужно своевременно и организационно оказывать логопедическую помощь таким детям. Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции, и подведении итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.
Логопедическая диагностика включает в себя исследование:
- поведения и эмоциональной сферы
- неречевых психических функций
- зрительно – пространственного гнозиса и праксиса,наглядно – действенного и наглядного – образного мышления
- анатомического строения артикуляционного аппарата
- состояния моторной сферы
- состояния мимической мускулатуры
- состояния импрессивной речи
- состояния экспрессивной речи
- грамматического строя речи
- связной речи
- фонетической стороны речи
- фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза
В результате проведения диагностики на основании полученных результатов по всем критериям обследования даётся оценка уровню речевого развития и степени тяжести речевого дефекта. После обработки данных учитель – логопед пишет речевое заключение и составляет план коррекции (индивидуальный образовательный маршрут) для каждого ребёнка, прошедшего диагностику.
Таким образом, только правильно проведенная логопедическая диагностика позволяет понять уровень речевого развития ребенка с ТНР, степень тяжести речевого дефекта и даёт возможность правильному построению коррекционной работы и выработки тактики в построении работы с каждым ребёнком на учебный год.
Учитель – логопед Молданова А.О.