Важность логопедической диагностики в речевом развитии детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Начало учебного года в детском саду – это не только радостные встречи и получение новых знаний, это также период ,когда всеми специалистами ДОУ проводится диагностика детей в речевом,физическом,психическом и пр. развитии.

Диагностику речевого развития в подготовительной группе компенсирующей направленности № 14 «Дюймовочка» проводит учитель – логопед. Для чего же нужна диагностика?

Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение грамотой, правильным чтением, письмом. 

В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика. Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, огромное значение представляет собой развитие речи и речемыслительной деятельности в целом. Если же на этом пути встречаются нарушения или недоразвития речи, отставания от возрастной и физиологической нормы, нужно своевременно и организационно оказывать логопедическую помощь таким детям. Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции, и подведении итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.

Логопедическая диагностика включает в себя исследование:

  • поведения и эмоциональной сферы
  • неречевых психических функций
  • зрительно – пространственного гнозиса и праксиса,наглядно – действенного и наглядного – образного мышления
  • анатомического строения артикуляционного аппарата
  • состояния моторной сферы
  • состояния мимической мускулатуры
  • состояния импрессивной речи
  • состояния экспрессивной речи
  • грамматического строя речи
  • связной речи
  • фонетической стороны речи
  • фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза 

В результате проведения диагностики на основании полученных результатов по всем критериям обследования даётся оценка уровню речевого развития и степени тяжести речевого дефекта. После обработки данных учитель – логопед пишет речевое заключение и составляет план коррекции (индивидуальный образовательный маршрут) для каждого ребёнка, прошедшего диагностику.

Таким образом, только правильно проведенная логопедическая диагностика позволяет понять уровень речевого развития ребенка с ТНР, степень тяжести речевого дефекта и даёт возможность правильному построению коррекционной работы и выработки тактики в построении работы с каждым ребёнком на учебный год.

Учитель – логопед Молданова А.О.

Читайте также: