Игровая терапия

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. 

Суть данной методики лежит в применении терапевтического воздействия игры для содействия ребенку или взрослому в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. 

Содержание игры, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации – все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.

Когда эффективна игротерапия?

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др . 

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает: 

  • для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей; 
  • при агрессивном поведении; 
  • при выдергивании волос; 
  • для профилактики и лечения страхов; 
  • для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей; 
  • при трудностях в чтении; 
  • для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении; 
  • при отставаниях в развитии речи; 
  • для ускорения развития детей с умственной отсталостью; 
  • при лечении заикания; 
  • для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.); 
  • при многих других проблемах.

С чего начинается игра?

Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это: 

  • уважительное отношение к желаниям малыша; 
  • недопущение насильного принуждения к игре; 
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша; 
  • создание радостной игровой атмосферы; 
  • наблюдение за самочувствием ребенка. 

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. 
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Разные игры – для разных целей

  1. Игры для улучшения психологического самочувствия (жмурки, пятнашки, прятки, полоса препятствий). 

Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. 

Такие игры помогают: 

  • наладить контакт между ребенком и родителями; 
  • снять нервное напряжение; 
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью; 
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства; 
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.
  1. Игры, помогающие в коррекции агрессии (сражение, злые – добрые кошки, каратист, боксер, обзывалки овощами, фруктами, ягодами и цветами).

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию. 

  1. Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление (снеговик, буратино, солдат и тряпичная кукла, насос и мяч, ласковые лапки, цветные ладошки, лепка из солёного теста).

Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают. Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие. 

  1. Игры, помогающие в коррекции страхов (смелые мыши, привидение, сова и зайцы).

Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий эффект, снимающий скованность и напряженность, для третьего – стать школой общения со сверстниками. 

Некоторые игры по разным категориям:

С игрушками:

  • Игра с мячом: в сеансе групповой терапии взрослый просит детей по очереди бросать мяч. Каждый, кто его ловит, должен рассказать о чем-то, что делает его счастливым.
  • Игра с куклами: взрослый может использовать детскую куклу для моделирования позитивных, воспитательных действий для ребенка или позволяет ему играть с куклой, чтобы увидеть, какие у него инстинкты.

Метафоры и сторителлинг

  • Метафоры: взрослый кладет десятки игрушек перед ребенком и просит его выбрать те, которые соответствуют членам его семьи. Это помогает без слов выяснить, что он думает о них и что чувствует.
  • Сторителлинг: взрослый просит ребенка рассказать историю из своей жизни, которая начинается со слов «Когда-то давным-давно…». Эта история может показать некоторые страхи и надежды ребенка.

Ролевые игры

  • Ролевая игра: ребенок и взрослый обыгрывают ситуацию, которая представляется проблемной. Это, к примеру, может быть первый день в саду. После игры ребенок понимает, что беспокоиться ему не о чем.
  • Костюмированная игра: ребенок играет роль короля или королевы. Затем взрослый просит его сказать, что он хочет сделать со своей властью. Это показывает тайные желания.

Творческие игры

  • Глиняная игра: взрослый дает ребенку кусок глины и позволяет делать с ним все, что он захочет. Ребенок может использовать ее для снятия стресса или вылепить вещи, которые для него важны или беспокоят его.
  • Нарисуй семью: взрослый просит ребенка нарисовать картину своей семьи. Как только все будет готово, можно попросить его поговорить с каждым членом семьи. Это укажет на наличие скрытых проблем.

Воображение и фантазия

  • Управляемое изображение: взрослый спрашивает, какие кошмары снятся ребенку. Задача здесь – объяснить ему, что можно изменить кошмар, если это не очень приятный опыт. Для этого взрослый должен придумать счастливый конец. Все это поможет ребенку понять, что можно управлять своим воображением, чтобы справляться со своими эмоциями.
  • Кукольный домик: взрослый дает ребенку кукольный домик и несколько кукол, представляющих членов его семьи. Затем он просит ребенка смоделировать четыре разных повседневных сценария в своем реальном доме: время сна, обеда, игры и уборки, чтобы узнать больше о взаимоотношениях в семье.

С уважением,

Педагог-психолог

Антонова Вероника Михайловна

Читайте также: