КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Уважаемые коллеги и родители!
Представляю Вашему вниманию памятки, которые я использую в своей работе. Они помогут освежить свои школьные знания и правильно выполнять задания, которые дает учитель-логопед в индивидуальных тетрадях.
I. Образование звуков:
1. Выучить:
Мы звук произносим и слышим, А букву мы видим и пишем.
2. Выучить:
Гласные тянутся песенкой звонкой: А — а- а- а,
И — и- и- и, Могут как эхо в лесу закричать
Могут заплакать и застонать: «Ау! Ау! Ау!»
О- о- о -у—у-у, могут летать высоко в синеву:
Могут качать в колыбели Аленку: У — а — и — у.
- Слова нашей речи состоят из звуков. Звуки речи делятся на гласные и согласные.
- Гласные звуки состоят из голоса. Их легко петь. Приложи ладонь к горлу и произнеси любой гласный звук. Воздушная струя проходит свободно, не встречает на своем пути никаких преград.
- Гласных звуков в русском языке 6 штук: а, о, у, э, ы, и
6. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами. Их в русском языке — 10 штук: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я
- Не путайте, пожалуйста, буквы и звуки. Звуки мы произносим, а буквы пишем.
- Согласные состоит из голоса и шума. Согласные звуки трудно петь, а некоторые
просто невозможно. Зато их легко произносить шепотом. В их образовании
принимают участие все органы речи: язык, губы, нёбо, зубы. Воздушная струя
проходят не свободно, она встречает на своем пути разные преграды: язык, губы,
зубы, нёбо;
10. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами. Их в русском языке 21.
II. Глухие и звонкие согласные:
- Все согласные делятся на звонкие и глухие.
- Звонкие согласные состоят из голоса и шума. При произношении звонкого
согласного ощущается дрожание гортани. Это вибрируют голосовые связки.
Проложите ладонь к горлу и вы это почувствуете. - Глухие согласные состоят только из шума, их очень легко произносить шепотом.
При произношении глухого согласного гортань не дрожит, голос отсутствует.
Приложите ладонь к горлу, и вы это почувствуете. - Звонкость или глухость согласного звука можно определить еще и другим способом:
закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Если в ушах будет гул, то
звук звонкий, если же гула не ощущается, то звук глухой. - Звонкие и глухие согласные делятся на парные и непарные:
У парных согласных есть братья — глухой или звонкий;
У непарных согласных братьев нет, они живут каждый по себе;
III. Твёрдые и мягкие согласные.
В русском языке мягких звуков столько же, сколько и твердых, и большинство из них составляют пары — р — р’, н — н’, д — д’, к — к’, в — в’, л — л’, б — б’, т — т’, з — з’,
ф — ф’, м — м’, п — п’, г — г’, с — с’, х — х’;
- Непарных согласных по твердости-мягкости — 6 штук: только твердые — ж, ш, ц; только мягкие — ч, щ, и;
- У мягких и твердых согласных есть командиры: мягкими согласными звуками командует командир по имени Тим, а твердыми командует — Том;
- У мягких звуков нет собственной буквы, а поэтому на письме они обозначаются
двумя способами:
- Мягким знаком после согласной: боль, больно, коньки, конь.
- Буквами е, ё, ю, я, и после согласной: мир, лев, мята, сюда, мёд.
5. Гласные буквы е, ё, ю, я, и можно назвать смягчающими. Чтобы прочесть или
написать твердый или мягкий согласный, надо обратить внимание на гласную букву,
которая стоит после согласной, или мягкий знак.
IV. Звуковой анализ:
1. Очень важно научить детей определять количество звуков в словах, их
последовательность и место. Дети часто ошибаются, не всегда слышат все звуки в слове. Упражняйте детей следующим образом: поем слово, продевал каждый звук по очереди, тянем его до тех пор, пока ребенок не услышит звук и считаем -ммммааааммммаааа — 4 звука. Если звук не поется, не тянется, то выделяем его голосом — ккккоооомммм — 3 звука.
V. Составление звуковой схемы слова (в цвете):
1. Звуковую схему называем звуковым домиком. Сколько в слове звуков, столько же и рисуем кружочков (комнат) в этом домике, (ммммаааакккк — 3 звука, значит рисуем 3 кружочка (комнаты в этом доме). .
- Кружочки рисуем простым карандашом.
- Чтобы схема была полной, раскрашиваем каждую комнату в нужный цвет; твердые согласные звуки — синий цвет, мягкие согласные звуки — зеленый цвет, гласные звуки — красный цвет, (ммммиииирррр — 3 звука — ).
Первый кружок раскрашиваем зеленым цветом, так как там живет мягкий согласный м’, второй кружок раскрашиваем красным цветом, так как там живет гласный звук а, третий кружок раскрашиваем синим цветом, так как там живет твердый согласный р).
VI. Составление звуковой схемы (графической):
1. Определяем количество звуком точно так же, только пользуемся другими
обозначениями: твердый согласный звук обозначаем одной черточкой — , мягкий
согласный звук обозначаем двойной черточкой = , а гласный звук обозначаем
просто кружочком (можно его раскрашивать красным цветом).
2. Схему выполняем простым карандашом.
VII. Ударение:
- Произношение одного из слогов в слове с большей силой называется ударением.
- Слог, на который падает ударение, называется ударным.
- Все остальные слоги в слове называются безударными.
- Запомните! Ударение в слове падает только на гласный звук. Ударение в словах русского языка всегда одно.
- Чтобы правильно определить ударение в слове, нужно слово несколько раз
произнести тихо (как бы позвать), и слушать себя ушком, какой гласный будет более длительно звучать, тот и будет ударный, а остальные – безударные.
VIII. Деление слов на слоги:
- Чтобы правильно разделить слово на слоги, нужно прохлопать слово по частям.
Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов. - Можно слоги не только прохлопывать, но и «протопывать» ногой, отстукивать рукой по столу.
- Запомните! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- На письме слоги обозначаем дугами, т. е. слог обводим дугой, (рыба, сосна, осы, апельсины)
- «Дуги рисуем простым карандашом.
IX. Чтение.
- В основе обучения чтению не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить слышать звук М в слогах, в словах.
- На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково, т. е. так, как звучит звук. Например, звук М. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же — М! Ни в коем случае не эм. Говоря эм, мы произносим два звука — Э и М. А это лишь дезориентирует детей. И еще: уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.
- Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М, А — и только потом читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
- Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока, не сообразит, какая буква следующая: ммммаааа — ммммаааа (одновременно ребенок переводит пальчик с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
- Ориентация при чтении на последующую гласную.
- Если после согласной стоят буквы из первого ряда — а, о, у, э, ы, то читаем твердо. Гласные первого ряда командуют: «Читай твердо!»
- Если после согласной стоят буквы из второго ряда — е, ё, ю, я, и, то читаем мягко.
Гласные второго ряда командуют: «Читай мягко!»
X. Мягкий и твердый знаки:
- Ь и Ъ знаки звуков не обозначают. Это буквы, которые не имеют звуковой оболочки.
- Ь — служит для смягчения согласных звуков (тень, коньки) и как разделительный
(семья). - Выучите веселую запоминалку!
Мягкий знак, мягкий знак, Уголками угольки,
Без него нельзя никак. Банка Ъ банку превратится!
Без него не написать Вот что может получиться.
Тридцать, двадцать, десять, пять. Если будем забывать
Вместо шесть — получим шест, Мягкий знак в словах писать!
Вместо есть — получим ест,
Станут пенками пеньки,
4. Ъ — служит как разделительный (подъезд).
Учитель-логопед: Черемных К.В.