Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста

 Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. 

Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе. Для коррекции звукопроизношения необходимо выполнение артикуляционной гимнастики. Дети выполняют гимнастику с помощью артикуляционных бродилок 

Также необходима работа над грамматическим строем речи:

1.Словоизменение множественного числа существительных в именительном падеже (чашка-чашки); единственного числа существительных в родительном падеже (нет чашки, тарелки); уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка);

2.Составление предложений с предлогом «у» (У чайника носик. У кастрюли дно.)

3.Практическое употребление предлогов «в», «на». Договаривание предложений (Мама варит суп в … . Бабушка жарит рыбу на … ).

4.Практическое употребление существительных единственного числа в творительном падеже (Папа ест суп …(ложкой).

5.Согласование прилагательного с существительным (красная кастрюля, чашка; глубокая кастрюля, тарелка), местоимения с существительным (например игра «Жадина») 

Отработка навыков самостоятельного употребления предлогов, составление предложений с ними ( например: «Собака живёт в будке», «Вещи висят в шкафу» и т.д.) . Использование прищепок в данной игре способствует развитию мелкой моторики

Обучение правильному произношению звука называется постановкой звука. До тех пор, пока ребёнок не научится правильно произносить звук, не следует переходить к этапу автоматизации звук в слогах, словах, предложениях. Постановкой звуков занимается только учитель – логопед , процесс автоматизации проходит совместно с родителями и воспитателями.

Также необходимо проводить работу по дифференциации звуков и развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы

Учитель – логопед МАДОУ д/с №78 Молданова А.О.

Читайте также: