Релаксация, как здоровьесберегающая технология
Релаксация, как здоровьесберегающая технология
Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, возрастной кризис, усталость и другие причины. Большинству детей свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Излишнее возбуждение в нервной системе ведёт к эмоциональным перегрузкам. Как следствие у детей появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, мышечные зажимы.
Как же педагоги могут помочь снять это напряжение, успокоить их?
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, помогут в работе релаксационные техники. Очень важно, то, что релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.
Релакса́ция- (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — это снижение тонуса скелетной мускулатуры.
На сегодняшний день новинкой релаксационных технологий стала сенсорная комната. Сенсорная комната – это комната психологической разгрузки, комната релаксации. Но не в каждом саду есть такая чудо-комната.
Как же быть и что делать?
Альтернативой этому в целях создания более комфортной и благоприятной среды, выступает уголок уединения.
Занимаясь с ребенком в самой группе, но в тоже время уединенно, коррекционный процесс проходит более легко и непринужденно, незаметно для самого ребенка, нося при этом игровой характер. Уголок уединения так же служит поводом для радости детей, которые с удовольствием его посещают по одиночке, либо малыми группами.
Для снятия эмоционального напряжения в уголке уединения оборудована релаксационная зона. Здесь присутствую бисерные нити, тактильный контакт с которыми успокаивает и расслабляет. Так же есть уже так полюбившиеся детьми новые гаджеты как: поп-ит, сквиш, симпл-димпл и мн.др.
Для выплескивания негативных эмоций в уголке уединения есть «подушка-плакушка». Наполненность уголка уединения может быть разнообразной в зависимости от целей, преследуемых педагогом в работе с ним. Для создания домашней обстановки здесь могут быть рисунки детей на стене, личные фотографии с родителями. Главное, чтобы дети могли здесь уединиться, но при этом оставаться в безопасности и под присмотром.
Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ уголок уединения является незаменимым многофункциональным средством здоровьясбережения.
Дети с ОВЗ невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика, часто нарушена координация движений.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Моторное развитие ребенка также связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития высших психических функций. В работах советских ученых доказано влияние развития мелкой моторики рук на становление речи.
На групповых занятиях, мы часто используем игротерапию как прием коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Так же на занятиях мы пользуемся всевозможными игрушками-антистрессами, которые прекрасно развивают мелкую моторику, а тем самым воздействуют на нервные окончания, что расположены в мозгу, активно развивая мыслительные и творческие способности ребенка.
Опыт показывает, что в результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряжённость, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.