Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе. Для коррекции звукопроизношения необходимо выполнение артикуляционной гимнастики. Дети выполняют гимнастику с помощью артикуляционных бродилок
Также необходима работа над грамматическим строем речи:
1.Словоизменение множественного числа существительных в именительном падеже (чашка-чашки); единственного числа существительных в родительном падеже (нет чашки, тарелки); уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка);
2.Составление предложений с предлогом «у» (У чайника носик. У кастрюли дно.)
3.Практическое употребление предлогов «в», «на». Договаривание предложений (Мама варит суп в … . Бабушка жарит рыбу на … ).
4.Практическое употребление существительных единственного числа в творительном падеже (Папа ест суп …(ложкой).
5.Согласование прилагательного с существительным (красная кастрюля, чашка; глубокая кастрюля, тарелка), местоимения с существительным (например игра «Жадина»)
Отработка навыков самостоятельного употребления предлогов, составление предложений с ними ( например: «Собака живёт в будке», «Вещи висят в шкафу» и т.д.) . Использование прищепок в данной игре способствует развитию мелкой моторики
Обучение правильному произношению звука называется постановкой звука. До тех пор, пока ребёнок не научится правильно произносить звук, не следует переходить к этапу автоматизации звук в слогах, словах, предложениях. Постановкой звуков занимается только учитель – логопед , процесс автоматизации проходит совместно с родителями и воспитателями.
Также необходимо проводить работу по дифференциации звуков и развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы
Учитель – логопед МАДОУ д/с №78 Молданова А.О.