Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

Реализуемый уровень образованияДошкольное образование
Форма обученияОчная форма
Нормативный срок обучения4 года
 Наименование  образовательной программыАдаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
  Описание образовательной программыАдаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 города Тюмени. Настоящая адаптированная основная образовательная программа (АООП)  дошкольного  образования  разработана  для  детей  дошкольного  возраста  с  задержкой психического развития (ЗПР).Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР  является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы ДО. Она реализуется в пяти образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие занятия. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности. Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.Целью реализации АООП ДО является обеспечение условий для дошкольного образования детей с ЗПР с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).АООП ДО предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с ЗПР (ориентирована на детей 3-7 лет). 
Информация об учебном планеПродолжительность индивидуальных и фронтальных занятий с ребенком составляет:4 год  жизни – не более 15 минут, 5 год жизни – не более 20 минут,6 года жизни — не более 25 минут,7 года жизни — не более 30 минут.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)Дошкольники с ЗПР могут быть включены в работу по АООП ДО  в разные возрастные периоды, при этом у них выявляется различная степень выраженности задержки развития, образовательных трудностей и различия в фонде знаний и представлений об окружающем, умений и навыков в разных видах детской деятельности.Содержание программы рассчитано на детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Решение обозначенных в Программе целей и задач предполагается при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. Основными видами деятельностями являются игра, практическая, продуктивная и экспериментальная деятельности. Содержание адаптированной образовательной программы обеспечивает развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.С учетом специальных образовательных потребностей детей с ЗПР к каждой из образовательных областей добавляется раздел коррекционной программы, который отражает специфику коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ЗПР.
Информация о календарном учебном графикеПродолжительность учебного года 36 недель.Длительность одного учебного часа в младшей группе — 15 минут Длительность одного учебного часа в средней группе  — 20 минутДлительность одного учебного часа в старшей группе   — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной  группе   — 30 минут
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой1.Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект)Н.Ю.Борякова,
М.А. Касицына. – М. : В. Секачев; ИОИ, 2008. 2.Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. – М. : Альфа, 2003.3.Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев, А.О. Дробинская и др. ; под ред. С.Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001. 4.Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002.5.Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2003. 6.Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008.7.Ковалец, И.В. Азбука эмоций: практич. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М. : ВЛАДОС, 2003.8.Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н. Лебедева. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.9.Микляева, Н.В. Планирование в современном ДОУ / Н.В. Микляева. – М. :
ТЦ Сфера, 2013.10.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дощкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.11.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой,
Е.А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.12.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Полиграфсервис, 1998.13.Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ : методич. пособие / под общ. ред. Т.А. Овечкиной,
Н.Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. 14.Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников
/ М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.15.Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками
/ под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановай. – СПб. : КАРО, 2009.
Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований           9  воспитанников
Язык, на котором осуществляется образование (обучение)русский

Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития