АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями |
Уровень образования | Дошкольное образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 4 года |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация адаптированной образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Отсутствуют |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Отсутствуют |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Настоящая адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования разработана для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с интеллектуальными нарушениями является неотъемлемой частью Адаптированной основной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие занятия. Программа реализуется в группе компенсирующей направленности. Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Обязательная часть программы разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. На основе требований ФГОС ДО и с учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста в программе выделены пять образовательных областей:1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие5. Физическое развитие Каждая образовательная область основывается на возрастных закономерностях развития ребенка, содержит концептуальные подходы к содержанию воспитания и обучения детей и обозначает целевые ориентиры их развития в разные возрастные периоды. |
Информация об учебном плане | Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий с ребенком составляет:4 год жизни – не более 15 минут, 5 год жизни – не более 20 минут,6 года жизни — не более 25 минут,7 года жизни — не более 30 минут. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Целью реализации АООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениямиявляется обеспечение условий для дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).АООП ДО предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с интеллектуальными нарушениями. На основе требований ФГОС ДО и с учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста в программе выделены пять образовательных областей:1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие5. Физическое развитиеКаждая образовательная область основывается на возрастных закономерностях развития ребенка, содержит концептуальные подходы к содержанию воспитания и обучения детей и обозначает целевые ориентиры их развития в разные возрастные периоды.В основе Программы лежит системный подход, реализуется отношение к ребенку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, который рассматривается в Программе как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. |
Информация о календарном учебном графике | Продолжительность учебного года 36 недель.Длительность одного учебного часа в младшей группе — 15 минут Длительность одного учебного часа в средней группе — 20 минутДлительность одного учебного часа в старшей группе — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной группе — 30 минут |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова. — СПб.: СОЮЗ.- 2001.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развития).- СПб: Союз.- 2001.Баряева, Л.Б. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения /Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева.- СПб. – 2005.Баряева, Л.Б. Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнения /Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева.- Спб.: Каро.- 2007.Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта //Воспитание и обучение детей с нарушением развития /Т. Ю. Бутусова. – 2016. — №1. – С. 50-52.Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития //Дошкольное воспитание /Т. Ю. Бутусова //Дошкольное воспитание.- 2016.- № 3.- С. 21-26.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. — Т5.-М.: Педагогика.-1983.Выродова, И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии . М.: КАРАПУЗ.- 2012.Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение.- 1995.Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: книга для учителя / О.П. Гаврилушкина.- М.: Просвещение, 1991.Дошкольное воспитание аномальных детей: /О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова и др. /под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение. — 1993.Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- СПб.: КАРО.- 2008.Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — 3-е изд. — М.: Просвещение.- 2011.Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности /Е.А. Екжанова: монография. — СПб: 2002.Екжанова, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение.-, 2011.Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии.- М.: Парадигма.- 2010.Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами /Кондратьева С.Ю., Баряева Л.Б..- СПб.: Каро.- 2007.Лебедева, Е.Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности: методическое пособие. — М.: Классикс Стиль, 2007.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 33 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАНИЕ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.Овчинникова, Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду/ Т.С. Овчинникова.- СПб.: КАРО.- 2006.Овчинникова, Т.С. Подвижные игры, физминутка и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду /Т.С. Овчинникова,- СПб: КАРО, 2006.Овчинникова, Т.С. Потребности, эиоции, и поведение ребенка /Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова, Е.А. Родина, — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена.- 2011. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной .- М.: ЛОГОМАГ, 2013.Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: учебное пособие/ Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. — 2-переиздание.- М.: Парадигма. — 2015.Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.– М.: Владос. — 2016.Стребелева, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос.-, 2016.Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учебник.- М.: Парадигма.- 2012.Н.Ю. Куржаева «Цветик-семицветик» |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 чел. |