Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (3-7 лет)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3-7 ЛЕТ)

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (3-7 лет)
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
4 года
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация адаптированной образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Отсутствуют 
Практика, предусмотренная образовательной программой
Отсутствуют 
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы 

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ  является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности. Настоящая  адаптированная  основная  образовательная  программа  (АООП)  дошкольного  образования  разработана  для  детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Обязательная часть программы разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В., Т.В. Тумановой.Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.Содержание АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):● речевое развитие;● социально — коммуникативное развитие;● познавательное развитие;● художественно — эстетическое развитие;● физическое развитие.
Информация об учебном плане

Продолжительность организованной образовательной деятельности (фронтальные, индивидуальные занятия)              —    для детей 4 – го года жизни – не более 15   минут;для детей 5-го года жизни – не более 20 минут;для детей 6-го года жизни – не более 25 минут;для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Программа рассчитана на пребывание ребенка в общеразвивающей группе с трех-семи летнего возраста. Она создана для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.Целью АООП для детей с ТНР  является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.Построение образовательной программы основывается на комплексно-тематическом принципе. Специфической особенностью Программы является интеграция коррекционно-развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным планом (НОД), но и во все виды совместной со взрослым деятельности, и в режимные моменты. Тщательно продумывается развивающая среда для организации свободной деятельности детей. В коррекционно-развивающий процесс включаются не только специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи), но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагоги дополнительного образования. Обязательной составляющей Программы является взаимодействие с семьей воспитанника с целью повышения информированности и психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с ОВЗ.
Информация о календарном учебном графике
Длительность одного учебного часа во второй младшей группе – 15 минут;Длительность одного учебного часа в средне группе – 20 минут;Длительность одного учебного часа в старшей группе   — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной  группе   — 30 минут
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса1. Акименко В.М.Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями., Феникс,2015.2. Астафьева В.М. Играем, читаем пишем. «Детство-Пресс»,2015.3. Азова Е.О.Чернова О.О.Учим звуки С-З,Ш-Ж,Р-Л. ТЦ «Сфера»2012.4. Анищенкова Е.С.Речевая гимнастика для развития речи дошкольников.АСТ.2006.5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.6. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. М.:Росмен.2015.7. Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.8. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.9. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.Большаковап С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М.,2006.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.Володина В.С.Альбом по развитию речи .М.:Росмэн,2009.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004. Карпова С.И.Мамаева В.В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Спб.:2015.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста .М.: Литера ,2017г.13.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под.ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 20115.Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ.ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.Нищева Н.В.Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь. Спб.: «Детство-пресс»,2007.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 33 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАНИЕ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель –АСТ. 2001.Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004. Смирнова Л.Н.Мы учим звуки Л-Р. «Мозаика-Синтез».2002.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.  Издательство « Гном и Д»,2008.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.— М.: ДРОФА, 2009.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.:ТЦ « Сфера»2012.