АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3-7 ЛЕТ)
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (3-7 лет) |
Уровень образования | Дошкольное образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 4 года |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация адаптированной образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Отсутствуют |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Отсутствуют |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности. Настоящая адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования разработана для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Обязательная часть программы разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В., Т.В. Тумановой.Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.Содержание АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):● речевое развитие;● социально — коммуникативное развитие;● познавательное развитие;● художественно — эстетическое развитие;● физическое развитие. |
Информация об учебном плане | Продолжительность организованной образовательной деятельности (фронтальные, индивидуальные занятия) — для детей 4 – го года жизни – не более 15 минут;для детей 5-го года жизни – не более 20 минут;для детей 6-го года жизни – не более 25 минут;для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Программа рассчитана на пребывание ребенка в общеразвивающей группе с трех-семи летнего возраста. Она создана для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.Целью АООП для детей с ТНР является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.Построение образовательной программы основывается на комплексно-тематическом принципе. Специфической особенностью Программы является интеграция коррекционно-развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным планом (НОД), но и во все виды совместной со взрослым деятельности, и в режимные моменты. Тщательно продумывается развивающая среда для организации свободной деятельности детей. В коррекционно-развивающий процесс включаются не только специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи), но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагоги дополнительного образования. Обязательной составляющей Программы является взаимодействие с семьей воспитанника с целью повышения информированности и психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с ОВЗ. |
Информация о календарном учебном графике | Длительность одного учебного часа во второй младшей группе – 15 минут;Длительность одного учебного часа в средне группе – 20 минут;Длительность одного учебного часа в старшей группе — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной группе — 30 минут |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | 1. Акименко В.М.Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями., Феникс,2015.2. Астафьева В.М. Играем, читаем пишем. «Детство-Пресс»,2015.3. Азова Е.О.Чернова О.О.Учим звуки С-З,Ш-Ж,Р-Л. ТЦ «Сфера»2012.4. Анищенкова Е.С.Речевая гимнастика для развития речи дошкольников.АСТ.2006.5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.6. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. М.:Росмен.2015.7. Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.8. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.9. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.Большаковап С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М.,2006.Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.Володина В.С.Альбом по развитию речи .М.:Росмэн,2009.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004. Карпова С.И.Мамаева В.В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Спб.:2015.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста .М.: Литера ,2017г.13.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под.ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 20115.Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ.ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.Нищева Н.В.Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь. Спб.: «Детство-пресс»,2007.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 33 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАНИЕ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель –АСТ. 2001.Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004. Смирнова Л.Н.Мы учим звуки Л-Р. «Мозаика-Синтез».2002.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Издательство « Гном и Д»,2008.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.— М.: ДРОФА, 2009.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М.:ТЦ « Сфера»2012. |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 чел. |