АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ)
Наименование образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (5-7 лет) |
Уровень образования | Дошкольное образование |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 2 года |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация адаптированной образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Отсутствуют |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Отсутствуют |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 города Тюмени содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №78 города Тюмени разработана в соответствии с «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.АООП ДО МАДОУ д/с № 78 г. Тюмени ориентирована на детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и составлена на 2 учебных года (старшая и подготовительная к школе группы).Одной из основных задач АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.Содержание АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):● речевое развитие;● социально — коммуникативное развитие;● познавательное развитие;● художественно — эстетическое развитие;● физическое развитие. |
Информация об учебном плане | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: старшая группа (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин в неделю; подготовительная к школе группа (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 мин в неделю. Продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей 5-го года жизни – не более 20 мин ;для детей 6-го года жизни – не более 25 мин; для детей 7-го года жизни – не более 30 мин. С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут. Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня: в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее АООП ДО) для детей с тяжелыми нарушениями речи – это программный документ для ДОУ и групп комбинированного вида и компенсирующей направленности. Она предназначена для обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) .АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Главная идея АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов АООП является принцип природосообразности. АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает:раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие фонематического слуха и восприятия;подготовку к обучению грамоте;формирование навыков учебной деятельности;развитие связной речи;развитие коммуникативных навыков, успешности в общении;осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МАДОУ и специалистами медицинских учреждений;развитие познавательных процессов и мелкой моторики;охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, формирование оптимистического отношения детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.Коррекционно-образовательный процесс представлен в АООП ДО для детей с нарушениями речи как целостная структура, а сама АООП ДО является комплексной. Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагога-психолога и др.) дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. |
Информация о календарном учебном графике | Продолжительность учебного года 36 недель.Длительность одного учебного часа в старшей группе — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной группе — 30 минут |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет / Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 5 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.Материалы для проведения диагностикиНищева Н. В. Речевая карта ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Социально-коммуникативное развитиеНищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Играйка. Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н.В. Играйка . Дидактические игры для развития речи дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н. В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников. — СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н.В. Играйка 7. Собирайка — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н.В. Играйка 8. Читайка — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.Нищева Н. В. Все работы хороши. Городские профессии. Выпуск 1— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Сельские профессии. Выпуск 2— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Выпуск 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Защитники Отечества. Покорители космоса. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Познавательное развитиеНищева Н. В. Мы едем, едем, едем… Виды транспорта. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Деревья, кустарники, грибы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Транспорт. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Животные жарких и северных стран. Животный мир океана. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Садовые и лесные ягоды. Комнатные растения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Первоцветы, полевые и луговые цветы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Орудия труда, инструменты. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Игрушки, школьныепринадлежности. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Посуда, мебель. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 1/ Cост. Н. В. Нищева. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое перспективное планирование работы в разных возрастных группах Выпуск 2/ Cост. Н. В. Нищева. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Речевое развитиеНищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения идифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука [J]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015/Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ш], [Ж]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С], [З], дифференциации свистящих и шипящих звуков — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ц], [Ч], [Ц] — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Обучение дошкольников пересказу по опорным картинкам. Выпуски 1- 6. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.Физическое развитиеКириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР (с 5 до 6 лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР (с 6 до 7 лет). – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. |
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами | 0 чел. |