Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Наименование образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями
Уровень образованияДошкольное образование
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
4 года
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация адаптированной образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Отсутствуют 
Практика, предусмотренная образовательной программой
Отсутствуют 
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы 

Настоящая  адаптированная основная  образовательная  программа  (АООП)  дошкольного  образования  разработана  для  детей дошкольного  возраста с интеллектуальными нарушениями. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с интеллектуальными нарушениями является неотъемлемой частью Адаптированной основной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие занятия. Программа реализуется в группе компенсирующей направленности. Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Обязательная часть программы разработана с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. На  основе  требований  ФГОС  ДО  и  с  учетом  образовательных  потребностей умственно  отсталых  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  в  программе  выделены  пять образовательных областей:1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие5. Физическое развитие Каждая  образовательная  область  основывается  на  возрастных  закономерностях развития  ребенка,  содержит  концептуальные  подходы  к  содержанию  воспитания  и обучения  детей  и  обозначает  целевые  ориентиры  их  развития  в  разные  возрастные периоды.
Информация об учебном плане

Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий с ребенком составляет:4 год  жизни – не более 15 минут, 5 год жизни – не более 20 минут,6 года жизни — не более 25 минут,7 года жизни — не более 30 минут.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Целью реализации АООП ДО для детей с интеллектуальными нарушениямиявляется обеспечение условий для дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).АООП ДО предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, которым на основании заключения ПМПК рекомендована АООП для детей с интеллектуальными нарушениями. На  основе  требований  ФГОС  ДО  и  с  учетом  образовательных  потребностей умственно  отсталых  детей  раннего  и  дошкольного  возраста  в  программе  выделены  пять образовательных областей:1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие5. Физическое развитиеКаждая  образовательная  область  основывается  на  возрастных  закономерностях развития  ребенка,  содержит  концептуальные  подходы  к  содержанию  воспитания  и обучения  детей  и  обозначает  целевые  ориентиры  их  развития  в  разные  возрастные периоды.В основе Программы лежит системный подход, реализуется отношение к ребенку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого — это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, который рассматривается в Программе как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания.
Информация о календарном учебном графике
Продолжительность учебного года 36 недель.Длительность одного учебного часа в младшей группе — 15 минут Длительность одного учебного часа в средней группе  — 20 минутДлительность одного учебного часа в старшей группе   — 25 минутДлительность одного учебного часа в подготовительной  группе   — 30 минут
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процессаБаряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова. — СПб.: СОЮЗ.- 2001.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развития).- СПб: Союз.- 2001.Баряева, Л.Б. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения /Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева.- СПб. – 2005.Баряева, Л.Б. Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнения /Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева.- Спб.: Каро.- 2007.Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами как средство социального развития дошкольников с нарушением интеллекта //Воспитание и обучение детей с нарушением развития /Т. Ю. Бутусова. – 2016. — №1. – С. 50-52.Бутусова, Т.Ю. Игры с правилами. Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития //Дошкольное воспитание /Т. Ю. Бутусова //Дошкольное воспитание.- 2016.- № 3.- С. 21-26.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. — Т5.-М.: Педагогика.-1983.Выродова, И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии . М.: КАРАПУЗ.- 2012.Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение.- 1995.Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: книга для учителя / О.П. Гаврилушкина.- М.: Просвещение, 1991.Дошкольное воспитание аномальных детей: /О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова и др. /под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение. — 1993.Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- СПб.: КАРО.- 2008.Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — 3-е изд. — М.: Просвещение.- 2011.Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности /Е.А. Екжанова: монография. — СПб: 2002.Екжанова, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение.-, 2011.Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии.- М.: Парадигма.- 2010.Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами /Кондратьева С.Ю., Баряева Л.Б..- СПб.: Каро.- 2007.Лебедева, Е.Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности: методическое пособие. — М.: Классикс Стиль, 2007.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 33 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАНИЕ «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.Овчинникова, Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду/ Т.С. Овчинникова.- СПб.: КАРО.- 2006.Овчинникова, Т.С. Подвижные игры, физминутка и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду /Т.С. Овчинникова,- СПб: КАРО, 2006.Овчинникова, Т.С. Потребности, эиоции, и поведение ребенка /Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова, Е.А. Родина, — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена.- 2011. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной .- М.: ЛОГОМАГ, 2013.Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: учебное пособие/ Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. — 2-переиздание.- М.: Парадигма. — 2015.Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.– М.: Владос. — 2016.Стребелева, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос.-, 2016.Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учебник.- М.: Парадигма.- 2012.Н.Ю. Куржаева «Цветик-семицветик»
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 чел.