Игры на развитие фонематического слуха
Для начала давайте разберемся, что же такое фонематический слух?
Фонематический слух-это способность человека различать звуки в потоке речи. При том, что физиологический слух в норме.
Часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. Родители жалуются-у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах.
Что же делать в таких ситуациях? Вашему вниманию предлагаются игры для развития фонематического слуха, которые нужно проигрывать систематически, для большей эффективности.
1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является
фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра: «Шумящие мешочки»
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки,
деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого
мешочка, что у него внутри.
- Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
- Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два
хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет
ритм с закрытыми глазами.
2 Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
- Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
3.Различение сходных по звучанию слов.
- Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4 Различение слогов.
- Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.
5 Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки.
Комарик звенит — з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер
шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р –
р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.