Современные дети и гаджеты. Вред и польза.

Сегодня трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны, планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Мы без труда общаемся друг с другом на расстоянии, можем найти любую интересующую нас информацию в интернете. Мы работаем, встречаемся в онлайн режиме. 

А как гаджеты помогают в воспитании детей!!! Ребенок раннего возраста уже знает, как пользоваться телефоном, уверенно тычет в него пальчиком. Если малыш капризничает, мы даем ему в руки телефон и все – конфликт решен. Если не хочет ест, мы включаем мультфильм и о Чудо! Ребенок съел всю кашу или суп. Родители спокойны, ведь ребенок сытый. А как помогает телефон в транспорте или детской поликлинике. За ребенком не нужно бегать по коридорам, он спокойно сидит и смотрит свои передачи. Красота!

Так ли это хорошо на самом деле? Давайте рассмотрим.

Возраст от 1 до 3 лет считается самым активным для развития малыша. Уже научно доказано, что к 3-м годам мозг ребенка сформирован на 80%. Вдумайтесь, на 80%! Остальные 20% приходятся на остальные возрастные периоды. Начиная с внутриутробного развития до 3-х лет формируется основные мозговые функции ребенка, закладываются интеллектуальные и физические возможности. Которые будут являться основой для его дальнейшего развития.

Рассмотрим некоторые психофизиологические функции у детей нашего раннего возраста. 

Речь. Уровень Интеллекта ребенка напрямую зависит от сформированности речи. Чтобы познать окружающий мир, быть понятым и услышанным в обществе ребенок должен начать разговаривать. До 3-х лет формируется связная речь. Разговаривать он научиться, если будет полноценно общаться со взрослыми в первую очередь людьми. 

Поэтому, родители должны эмоционально отзываться на желание ребенка общаться, больше разговаривать, проговаривать ему все происходящее вокруг. Если мы часто заменяем общение гаджетами, у ребенка не возникает потребности в общении, что ведет к задержке не только речевого развития, но и коммуникативного. Нарушается эмоциональная связь ребенка с родителями. А она в этом возрасте очень высокая. 

Психика, эмоциональная сфера малыша в этом возрасте очень хрупкая, еще не сформировавшаяся. Все что он видит на экране (цветные красивые, постоянно мелькающие картинки) его быстро и прочно затягивает. Вы не заметите, как ребенок станет зависимым от телефона. Вот он уже не ест, не засыпает без телефона, начинает кричать, капризничать, если ему не дают телефон.

Что делать категорически нельзя!  

Давать и самим пользоваться телефоном, смотреть телевизор во время еды, категорически запрещено. Когда человек ест, у него работают одни доли мозга, которые отвечают за восприятие пищи: запах, вкус, внешний вид. Когда мы смотрим телевизор или сидим в телефоне работают другие лобные доли мозга. Если мы едим в это время, мы не концентрируемся на качественном приеме пищи, мы ее просто заглатываем. Даже диетологи людям с завышенной массой тела рекомендуют не есть перед телевизором. А нашим малышам и подавно нельзя, так как это нарушает его сенсорное восприятие и пищевое поведение. Кроме этого во время еды мы должны обучать ребенка пользоваться столовыми приборами, салфетками, учить его правильно тщательно пережевывать пищу. Помните, что ребенок берет пример с вас, не пользуйтесь телефонами и телевизорами во время еды.

Чем еще вредны гаджеты для наших детей?

Тем, что электромагнитное излучение негативно сказывается на неокрепшей нервной системе ребенка. Пристальное всматривание в мелкий экран, постоянно мелькающие картинки вызывает у ребенка зрительное напряжение. Зрительные нервы, также еще не окрепшие и чрезмерное увлечение гаджетами, развивает у ребенка близорукость. 

Кроме этого глаза ребенка привыкает смотреть на движущиеся предметы, потом, в дальнейшем ему трудно будет фокусировать взгляд на книжной строчке, могут возникнуть трудности с чтением и письмом.

Посмотрите, как сидит ребенок, когда держит телефон в руках. Его поза неестественна, головка длительное время находится в одном положении. Шейные мышцы еще не окрепшие. Головка тяжелая. Что получаем? Нарушается мозговое кровообращение, вот вам проблемы с позвоночником.

  Кроме этого, дети, которые злоупотребляют гаджетами имеют чаще всего недоразвитие общей двигательной моторики. Они неуклюжи, им трудно прыгать или стоять на одной ноге, действия рук и ног рассогласованы, они не умеют ловить, кидать мяч и т.д. Запаздывает и мелкая моторика рук. В дальнейшем таким детям трудно будет даваться письмо и рисование.

Во время своих консультаций с родителями я часто слышу, что «мы же ему включаем развивающие программы»! Да, сегодня много интересных развивающих программ разрабатывается для детей. Они бесспорно развивают детский интеллект. Ребенок изучает формы, цвет, цыфры, буквы и многое другое. Но они не могут развивать фантазию, воображение, мелкую моторику ребенка. Ему дается готовый материал, не нужно фантазировать и что-то придумывать. Все легко и просто. 

  Сегодня во многих семьях нет места книге. Детям не читают сказки, другие детские произведения. Чаще родители включают аудиокниги. Но ни одна аудиокнига не заменит мамино чтение. Ведь во время чтения между ребенком и мамой работает особая эмоциональная связь, вы общаетесь, обсуждаете прочитанное, смотрите картинки.  В этот период и идет развитие всех психических функций: внимание, воображение, память, развиваются эмоции.

Рекомендации родителям:

  1. Строго ограничить по времени использование детьми гаджетов.

До 2-х лет вообще не рекомендуется давать детям гаджеты. В 3-4 года – 30-40 минут в день. Детям 5-6 лет – до 1 часа с перерывами на отдых. В это время входит и просмотр телевизора. 

Если вы хотите, чтобы ребенок развивался во время просмотра передач, необходимо сидеть рядом, комментировать и обсуждать увиденное. Малыш в этом возрасте еще не может определить, что хорошо, а что плохо. И зачастую то что он видит на экране он воспринимает для подражания. Если герои дерутся, значит можно драться.

 Только вы сможете объяснить, что так в реальной жизни себя вести нельзя.

  1. Не жалейте времени на общение с ребенком. Читайте книги, рисуйте, играйте в различные игры. Пусть ребенок двигается, общается со сверстниками.
  2. Нельзя использовать гаджеты как средство от истерик и капризов, или как мотиватор к приему пищи! Это нарушает пищевое поведения.

Признаки зависимости от гаджетов:

  1. Ребенок теряет интерес к реальной жизни, предпочитает гаджеты общению с друзьми, со сверстниками. Не хочет гулять, играть в подвижные игры, рисовать и т.д
  2. Ребенок стал беспокойным, раздражительным, если ему не дают телефон, проявляет агрессию.
  3. Ребенок теряет чувство времени и меры, когда играет или смотрит программы. Не соблюдает оговоренные условия пользования гаджетом, нарушает выделенное для этого время.

Если какие признаки имеют место быть, значит нужно срочно пересмотреть свои взаимоотношения. Будьте личным примером для своих детей. Желаю вам мира, добра и семейного благополучия. Спасибо за внимание!

 Педагог-психолог Волкова Л.В

Читайте также: