УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений письменной речи (дисграфия).

 Дисграфия (от греческого «графио» — писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с грамматическими правилами, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают процесс письма.

Дислексия (от греческого «дис» — затруднение, «лексис» — слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.

Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.      

Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. При обучении детей грамоте, в частности при профилактики дисграфии и дислексии целесообразно использование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   игр и заданий с элементами рисования, лепки, аппликации.  Они помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв: 

(по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина, глины (Глинотерапия);
  • выкладывание из счетных палочек, спичек, мозаики;
  • выкладывание из толстых шерстяных ниток, веревочек на фланелеграфе или на бархатной бумаге (Ниткография)
  • выкладывание из тонкой проволоки, буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с    ребенком можно сочинить забавные истории из жизни букв. 
  • вырезание из цветной бумаги;
  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет буквы на ладони, на щеке, на спине ребенка);
  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

Рисование   один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Через цвет ребенок передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. 

Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными и восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т.д., например, на прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги, или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним. 

 Игра с красками и водой 

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на листе бумаги. 

  Рисовать можно не только традиционный образ буквы, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:

«Заштрихуй (буквы) фигурки».

«Обведи фигурки (буквы) одной линией, не отрывая карандаш от бумаги».

«Дорисуй вторые половинки».

«Обведи по точкам и продолжи сам».

«Обведи и раскрась».

«Напиши буквы в клеточках».

«Скопируй фигуру (букву) по точкам».

 Восстановление заданного узора (буквы) с помощью палочек, крупы, фишек. Особенно хорошо происходит запоминание букв с помощью рисования пластилином. Ребёнок пальчиком размазывает по картону пройденную букву. Таким образом, идёт запоминание и различение буквы среди других. Особенно хорошо делать это сразу в правильном цвете: гласные – пластилином красного цвета, согласные – синим.

Буквы.png

Подготовила: учитель – логопед Ватащук Т. А.331E0A69

Читайте также: