Развитие графо — моторных функций у детей дошкольного возраста
Письмо – это знаковая система общения, которая не развивается самостоятельно, например, как речь, мышление, память и т.д. При письме наш мозг задействует целых 7 областей (Ахутина Т. В.), поэтому нам так важно начинать подготовительный этап в дошкольном возрасте.
Графо — моторный навык – это подготовительный этап для письма, который включает в себя определенное положение и движение кисти руки. Благодаря этому навыку мы учимся рисовать, раскрашивать, соединять точки, обучаемся навыку штриховки и т.д.
Что включает в себя этот навык?
- Развитие мелкой моторики. (пальчиковая гимнастика, су- джок терапия, упражнения на переключение движений пальцев рук, умение лепить, вырезать и т.д.)
- Развитие зрительного внимания. (умения находить определенные предметы на картинке, определения правых и левых сторон и умение ориентироваться не только на основе собственного тела)
- Развитие зрительно – двигательной координации. (соединение по точкам, закончи рисунок, упражнения на штриховку)
Игры и упражнения для развития графо – моторных навыков.
Начинать формирование навыка мы можем уже с 2-3 лет.
В первую очередь мы начинаем развитие мелкой моторики. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. В обучении наших детей мы всегда используем принцип от простого к сложному. Сначала мы учим наших детей повторить движения пальцев рук, только после того как эти движения доведены до автоматизма мы можем переходить на следующий этап по развитию переключаемости между движениями. (мы часто используем такие игры как пальчиковый театр, игры на нахождения мелких предметов среди крупных, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, теста, песка, нанизывать бусины, пуговицы и т.д., застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки, собирать мозаики и конструкторы, обводить, рисовать, раскрашивать, копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.).
При формировании зрительного внимания, мы в первую очередь учим наших деток ориентироваться на своем теле, в пространстве которое окружает нас (ориентация на местоположении, удержание внимания на предметах которые находятся возле), и только после этого мы переходим к ориентировке на листе бумаги (формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали, вести волнообразные линии, графические диктанты).
И вот когда мы успешно освоили эти навыки, мы закрепляем умение «Вижу – Изображаю». Это мы уже формируем в старших и подготовительных группах (штриховки, дорисовки, рисование и т.д.).
При правильном развитии этих навыков ребенок быстро и легко обучается письму.
Материал подготовил:
Учитель – логопед
Небогатова К. И.